Народное творчество

Позвольте братцы, старину сказать,

Как бы старину стародавнюю,

Как бы в старые годы, прежние,

В те времена первоначальные.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4507/koziuck-vladimir.2a/0_40726_757f386_orig.jpg

Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся в характерной звонкой манере. В словаре Ожегова частушка определяется как народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания..

«Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».

Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Надо отметить, что первые частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.

При исследовании и записи частушек учитывалось своеобразие жанра, выяснялись условия бытования жанра: в каких ситуациях обычно исполнялась или исполняется частушка, где исполнялись частушки , какой музыкальный инструмент использовался (гармонь, баян, балалайка)
есть ли в хуторе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы?

В маленькой, чаще всего четырехстрочной частушке, можно увидеть отголоски многих жанров народной поэзии. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания.

Частушки – веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам.

Частушка может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть разногласия. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни.

Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ. Много имеется частушек на любовно-лирическую тематику. Кстати тема любви, можно сказать, - главная тема частушек. Любовь, брак, семья, положение женщины – это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек – это переживания, психологическая реакция героя или героини.

В своей школе на концертах художественной самодеятельности ребята с удовольствием исполняют частушки на школьную тему.

Чаще всего в нашей деревне исполнялись частушки о природе, культуре, жизни селян. Песни - частушки звучат на всех праздниках. А какой деревенский праздник обходится без частушек и что особенно ценно собственного сочинения.

 

  1. Родные напевы.
  1. Частушки
  2. Страдания
  3. Фольклорные песни

Записаны произведения народного творчества участницы фольклорного ансамбля «Погодушки» с. Отскочное Дедовой Татьяны Васильевны

Частущки записаны со слов Пальчиковой Елены Анисимовны 07.06.1929 года рождения с. Отскочное (бывшая участница фольклорного ансамбля «Русская балалайка»

1 часть . Частушки.

*Весела я, веселы, милые подружки

Я сегодня пропою новые частушки.

*Я миленку своему сошью рубаху из мешка,

Чтобы тело не потело и работала башка.

*Полюбила я его, а в нём мало толку

В воскресенье поведу на мясозаготовку.

*Мой милёнок хорош, на артиста похож

Как оденет пиджачок, провалиться дурачок.

*Проводила я милёнка, проводила в армию,

Проводила на границу, на самую дальнюю.

*Прожила 100 лет старуха,

Собралася помирать,

А теперь вот отложила,

Чтоб на Марсе побывать.

*Приезжали меня сватать с позолоченной дугой,

Пока пудрилась, румянилась, уехали к другой.

*Прошёл дождик, с крыщи капит.

Идет милка, косолапит.

*Ох, ребята, грех вам будет,

Кто своих девчат забудет.

 

 

 

 

2 часть. Страданья.

http://s1.fotokto.ru/photo/full/73/736524.jpg?r155

1.Ой, ты тётушка Меланья,

Чем же лечишь от страданья,

От страданья от больного

Нет лекарства никакого.

2. От страданья грудь заложит

Ни один доктор не поможет.

3.Я страдала, мать не знала,

А сестричка рассказала.

4.Ох, как я в неё влюбился,

Через забор полез, убился.

5.Ох, какой непонятный,

Бестолковый ухажёр,

Во дворе у нас калитка,

А ты перся через забор.

 

6.Полюбила гармониста-

Всем подружкам ненавистна.

Лучше нету и милее,

Кто в гармонь играть умея.

 

3 часть. Фольклорные песни

А вот в селе Отскочное, где живут и здравствуют его старожилы, до сих пор «Играют» фольклорные песни. Кстати, народное выражение «играть песню» - означает не просто воспроизводить её поэтический и музыкальные тексты- оно показывает отношение к самому процессу пения и к песне.

Яркие, звонкие, русские напевы отскоченского ансамбля «Погодушки» знают не только жители родного села, но и в районе.

Народные исполнительницы-старожилы села в третьем поколении говорят, что песенные традиции своего края впитали с молоком матери.

- Мы с детства поём. Раньше наш фольклорный ансамбль украшали восемь певиц, сегодня нас осталось шестеро. Пока живём, лучшие песни мы передаём молодым, -рассказывает руководитель ансамбля Дедова Татьяна Тиховна.

За туманом ничего не видно.

За туманом ничего не видно.

За туманом ничего не видно.

Только видно дуба зелёного

Только видно дуба зелёного

Под тем дубом девица стояла

Под тем дубом девица стояла

У крыльца ведёрце упало

У крыльца ведёрце упало

А кто ведёрце моё достанет

А кто ведёрце моё достанет

Тот со мною на рушник встанет

Тот со мною на рушник встанет

Отозвался добрый казаченко

Отозвался добрый казаченко

А я ведёрце твоё достану

А я ведёрце твоё достану

И с тобою на рушник стану

И с тобою на рушник стану.

(Участница фольклорного ансамбля «Русская балалайка»)

(диск с записями прилагается)

2.Русский национальный костюм.

Национальная одежда-это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. По ней можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Именно поэтому он и сейчас так волнует воображение, восхищая гармоничной красотой.

Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала 20 в., является памятником материальной и духовной нации, человечества, отдельной эпохи. Возникший как рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающей эстетические чувства человека, народный костюм одновременно представляет художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом. Он представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определённое образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, причёска, головной убор, грим.

В искусстве создания костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружеплетение, низание, шитьё, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, пуговиц, птичьих перьев и др.

В исконной славянской традиции не было ничего случайного, каждый элемент имел глубокое сакральное значение и базировался на видении основ мироздания. Наши предки уделяли своему убранству первостепенное внимание. Оно признано было защищать человека не только от климатических воздействий, но и от влияния тонких непроявленных энергий, несущих негатив.

Сейчас русскую традиционную одежду мы встречаем редко, как бы отошли от неё. Лишь старшее поколение хранит её как добрую память о своей молодости, о родителях.

Хранительница костюмов Тамбовцева М.А.

Хранительница костюма Тамбовцева М.А.

Ещё век назад общение молодых людей противоположных полов было строго регламентировано.Да и перечень мест, где могли познакомиться молодые люди, был достаточно ограничен: деревенские посиделки, праздничные гуляния, храм. Но девушки и юноши всё-таки находили возможность познакомиться, получше рассмотреть друг друга, назначить тайные свидания. О том, как можно было легко понять статус незнакомой девушки, встретив её на улице или в храме, определить девица ли она или замужняя женщина, либо уже обручённая невеста, рассказывали внешние признаки. Как одевались отскоченские девушки и женщины можно узнать у старожилов села, а также работников отскоченского ЦКиД.

Итак, по каким же признакам можно было ещё много лет назад определить семейный статус жительниц нашего села.

* По головному убору.

Головной убор на Руси был не только защитой от холода, солнца и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку, порой даже в церкви.. Поскольку всё у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть её красоту. После того, как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором.

*По венцу.

 

Венцы на Руси и в нашей местности исключительно девушки, поэтому венец- символ девичества. Венец представлял собой обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный бусами, вышивкой. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених.

* По серьгам

У местных девушек и женщин, как и на всей Руси, была традиция, связанная с ношением серёжек: у девиц и замужних женщин они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в 5 лет, эти серьги она потом хранила всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без украшений. Серьги у замужней женщины были дороже, сложнее, богаче по внешнему виду. Так было по статусу.

*По косе.

Как только девочка достигала определённого возраста, она начинала носить строго определённую причёску- косу, сплетённую обычно из трёх прядей. Первая коса - новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, уже не детская, а женская одежда. Коса- девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу прибегали к обману вплетали в свои косы волосы из конских хвостов.

В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла, как тогда говорили «космачом», или, как в нашем селе «простоволосая».

Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с обычной причёской, как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намёк на её новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова- своеобразный документ о замужестве.

*По орнаменту и цвету одежды.

Орнамент на одежде жительниц села Хлевенского района многое мог рассказать о его владелице.

 

 

 

 

На Руси говорили: «На парне да на мужике всё та же шапка; а девка простоволоса, жёнка покрыта» (из словаря В.И.Даля).

Повязки и тесемки

До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесёмки, сделанные из материи.

Взрослея, девушка получала повязку (перевязку), называемую в некоторых районах увяслом, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Эту повязку делали из шёлковой ленты, берёсты, а в богатых семьях из византийской парчи. Её украшали вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.

В переписи имущества дочери царя Алексея Михайловича — Анны упомянута «перевязочка, низанная жемчугом». Иногда налобная часть повязки имела особое украшение в виде какого-либо узорчатого узла или фигуры и называлась чело (начёлка).

 

Платок или же убрус

Одним из самых древних женских головных уборов является платок – убрус. В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, намётка, подширье, фата и т.д. Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40—50 см, один конец его украшался шитьём, вышивкой из шёлка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. В X—XI вв. поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений.

Позднее убрус приобрёл треугольную форму, тогда оба конца скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, для чего требовалось особое умение. Концы платка спускались на плечи и спину и также богато расшивались. Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в XVIII—XIX вв. из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке, так, как будто болят зубы. Этот способ назывался «головка». Выразительность женского платка, как писал в XVIII в. один современник, служила цели «придать большую цветность и возвысить красоту» женских лиц.

Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: страдания приговоры, частушки-жалобы, лирические, плясовые.

  В нашем селе  пели два вида частушек: лирические и плясовые. Частушки для себя и про себя, о своем отношении к другому человеку, другим людям являются наиболее распространенными среди моих односельчан. По воспоминаниям собеседников, мы узнали, что частушки пелись в основном на праздниках.

Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.

Изучение и исследование нами распространения частушек показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Тематика их разнообразна: личные взаимоотношения людей, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды. Возвращаясь к проблеме исследовательской работы, мы убедились в том, что частушка выражает различные черты человеческого характера. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобрали и изучили научный материал о частушках; познакомились с частушками, распространенными среди жителей моего хутора; оформили собранные материалы в литературный альманах.

Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями села, узнавая новое для себя, я получил огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми.

                                                                                                                                                                                            Тамбовцева Т.М.