Фронтовые дороги

Весна 1936 года надолго запомнилась молодому  отскоченскому парню  Борису .Этой весной его наконец-то забрали в армию. С детства Борис мечтал служить в кавалеристских войсках. Значительная часть жизни человека, выросшего на Дону, была связана с лошадьми и рыбалкой. Это были две основные страсти Бориса. Ему очень нравилось вставать до зари, когда  первые лучики света окрашивают  горизонт  ярко-алыми всполохами восходящего солнца, клубящийся туман сплошным покрывалом окутывает  могучую реку, в воздухе витает запах луговых цветов, а  зелёная трава переливается серебристым блеском утренней  росы. Лишь едва слышно, как по камешкам тихо бежит к речке родник, который он выкопал и обустроил  своими руками.  Находясь на высоком правом берегу реки Дон, он часто  с наслаждением  наблюдал красоту родной природы. И теперь пришло время собираться в дорогу.  С песнями и частушками провожали селяне молодёжь в армию. Далеко за околицей слышалась стройная мелодия гармониста… И вот, Кретинин Борис Миронович - рядовой кавалеристского полка. Служба давалась Борису легко. Вставать рано, ухаживать за лошадьми, скакать и рубить шашкой он учился ещё с детства, только часто после отбоя на него накатывалась волна воспоминаний о сельской жизни, вспоминал свою маму Арину, свою сестричку Пашу и особенно старшего брата Алёшку, который всегда был для Бориса примером и к чьему авторитетному мнению он  прислушивался.Наступила весна 1939 года. Борис уже готовился к демобилизации, как неожиданно их часть  перебросили в Монголию. В составе 57 особого корпуса кавалеристская бригада вступила в боестолкновение  у реки Халхин-Гол с частями японской Квантунской армии. Как, в последствии, не раз вспоминал Борис Миронович , местность в тех местах представляла собой голую равнину со скудным травяным покровом и без единого деревца. На берегах Халхин-Гола повсюду песчаные бугры и барханы,  движение танков, бронемашин, грузовых автомобилей крайне затруднялось песками. В мае 39 года Борис Миронович принял первое боевое крещение, вступив в бой с передовым отрядом конницы японских самураев. С гиканьем и криками японцы бросились в атаку на наших кавалеристов, которые слегка растерялись, впервые встретившись с врагом в открытом бою, но затем раскатистым гулом по степи пролетело русское  - «УРА!»  Сначала ружейным огнём, а затем в сабельном бою наши кавалеристы смяли наступавшие японские части  и заставили их отступить за реку. Заключительное сражение произошло в последних числах августа и завершилось полным разгромом 6-й отдельной армии Японии. Перемирие между СССР и Японией было заключено 15 сентября. Именно в  этой войне СССР впервые активно использовал танки, самолёты и моторизованные части, а немецкие генералы при составлении своей военной доктрины подробно изучали опыт данной военной кампании. Считается, что Халхин-Гол стал началом полководческой карьеры Жукова.Уже в ноябре 39 года Борис Миронович возвращается в родное село Отскочное. После непродолжительного отпуска  он заканчивает курсы шоферов в г. Воронеж и поступает на работу в Дмитряшевскую МТС водителем грузовичка ГАЗ-42. Источником энергии в данном автомобиле служили обычные дрова, которые выделяли газ в специальной газогенераторной установке. На 100 км пути приходилось примерно 100 кг дров. По воспоминаниям Бориса Мироновича, машина была крайне ненадёжна и из-за особенностей конструкции были случаи отравления водителей угарным газом.  Великую Отечественную войну молодой сельский парень встретил за рулём новенького ГАЗ-ММ. «Полуторка»- так любовно окрестили данный автомобиль в народе из-за его грузоподъёмности в 1,5 тонны. Во время  Второй мировой войны "полуторки" служили рабочими лошадками по всему Советскому Союзу.  И именно этот трудяга стал символом послевоенного возрождения  страны.Одним из самых запоминающихся моментов в первые годы войны Борис Миронович называл бой советского танка КВ-2(калибр орудия 150 мм)  с 20 немецкими танками. Часть, в которой служил Борис Миронович, отступала к городу  Ленинград. Товарищи Бориса Мироновича были направлены для прикрытия отступающих частей РККА. Необходимо было дать время нашим сапёрам соорудить гать(настил из брёвен) на болотистом участке местности. Оставив свой грузовик под присмотром раненых солдат. Борис Миронович занял позицию во временном окопчике, приготовившись к обороне.Первую атаку немецкой пехоты удалось отбить с небольшими потерями. В следующей атаке уже участвовали немецкие танки. На подмогу нашим стрелкам подошёл единственный оставшийся в строю тяжёлый танк КВ-2. Заняв позицию на возвышенности танк замер в ожидании приближающегося противника. Немецкие танкисты открыли шквальный огонь по нашему танку. Впоследствии, после боя Борис Миронович насчитал более 30 вмятин на броне нашей машины. Первый же выстрел нашего танка превратил немецкий танк в груду металла, затем медленно башня развернулась, выводя орудие на прямую наводку. Танк занялся очередным фашистом. Выстрел, взрыв, башня немецкого танка отлетела на несколько  метров, а корпус разошёлся по швам.После этого зрелища немецкие танкисты в ужасе покинули поле боя.Это был последний бой нашего танка. Переправиться через болото тяжёлая машина не могла, заканчивался боекомплект и горючее, а немцы вновь готовились к атаке. И тогда танк был взорван самими танкистами, чтобы он не достался врагу.В  ноябре 41 года Борис Миронович в составе 388-го отдельного автобатальона оказывается под Ленинградом. Шли ожесточённые бои. Город был блокирован фашистами со всех сторон. Единственный участок, по которому можно было добраться до осаждённых ленинградцев было Ладожское озеро.  Двадцать второго ноября  1941 года – колонна из 60 грузовиков  вышла  из деревни Кокорево в направлении Большой земли, в деревню Кобона. Дистанция 150–200 метров, дверцы кабин открыты, скорость предельно возможная – 45–50 км/ч. Лед, толщина которого едва достигла 20 сантиметров, ощутимо прогибался под весом грузовиков. Впоследствии трасу не раз переносили из-за усталости льда. По воспоминаниям Бориса Мироновича трасса была обозначена деревянными вешками, на ней находились посты регулировщиков, которые ещё и присматривали за состоянием льда, ночью дорога подсвечивалась синими фонарями через каждые 400-500 метров. Вдоль дороги растянулись ремонтные базы, медицинские  пункты, пункты связи. «Дорога жизни» - так называли её ленинградцы, состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела два отдельных направления движения – для грузового движения (в город) и для порожняка или эвакуации (из города). Грузовик Бориса Мироновича ходил  по маршруту Войбокало - Кобона - Вагановский спуск - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива (58 км) и для порожняка или эвакуации - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива - Вагановский спуск - Лаврово - Бабаново - Войбокало (53 км). Общая протяженность этой кольцевой трассы составляла 111 км. Под непрерывными обстрелами и бомбёжками полуторка Бориса Мироновича в составе колонны доставляла в осаждённый город продовольствие, боеприпасы, обмундирование и топливо. Из города на Большую землю  везли раненых, детей стариков и женщин. Водители работали на износ, поэтому часто, для того чтобы не заснуть в пути  от усталости, на заднюю стенку кабины вешали пустой котелок, который гремел на неровностях дороги и отвлекал шофера от сна. Не один десяток жизней спас молодой сельский парень на своём грузовичке.Свой последний рейс в январе 43 года Борис Миронович не любил вспоминать. Стояли лютые морозы. Колонна машин двигалась к блокадному городу с грузом боеприпасов. Грузовик  был загружен снарядами для наших противотанковых орудий. В тот зимний вечер Борис Миронович уже сделал несколько рейсов в осаждённый город. Глаза слипались от усталости, руки буквально прикипели  к штурвалу и этот пробирающий до костей холод, как ни кутайся,  мороз всё равно сковывает каждую клеточку твоего тела в неотапливаемой кабине от холода не было спасения. Двери полуторки открыты, на случай если придётся экстренно покидать автомобиль. 
Фронтовой шофёр давно выполнил свою норму и имел право на отдых, но он понимал, что в городе его ждут осаждённые соотечественники. И в очередной раз он заводил с кривого стартера свой грузовичок, выжимал сцепление и двигался навстречу неизвестности.Бомбёжки с воздуха были самые опасные. Весь день фашистские стервятники кружили в поисках колонны автомобилей. Даже если бомба не попала в грузовик,  высока была вероятность попасть в огромную воронку и провалиться под лёд. Бомба упала перед самым капотом автомобиля. Борис Миронович успел затормозить и выскочить из машины, вторая бомба упала совсем рядом, её осколки  сильно раздробили ногу водителя. Товарищи погрузили  раненого в его же автомобиль и доставили  в ближайшую санчасть. Врачи сохранили ногу солдату, но часть кости пришлось удалить. На этом война для Бориса Мироновича закончилась. В январе же 1943 года советским войскам впервые удалось прорвать блокаду. Это позволило провести по самому берегу Ладожского озера железнодорожную ветку, что значительно улучшило снабжение Ленинграда. Необходимость доставлять грузы по опасной ледовой трассе отпала. Но память о Дороге и подвиге фронтовых шофёров, благодаря которым были спасены тысячи людей, осталась навсегда.Лечение от ран Борис Миронович продолжил в госпитале г. Уфа. Через 6 месяцев был комиссован по инвалидности. В октябре 43 года солдат вернулся в родное  Отскочное. Со слезами радости встретили израненного, но живого, родные Бориса.
 
 На фото:Борис Миронович на рыбалке.
(Река Дон с. Отскочное Хлевенского района. 1963 год)                                                                                                                                                                    Тамбовцев Александр Вячеславович. Студент РАНХИГС